КАК ПРАВИЛЬНО «ОДЕВАТЬ» ЦИФРЫ В ПУБЛИЧНОМ ВЫСТУПЛЕНИИ?

КАК ПРАВИЛЬНО «ОДЕВАТЬ» ЦИФРЫ В ПУБЛИЧНОМ ВЫСТУПЛЕНИИ?

КАК ПРАВИЛЬНО «ОДЕВАТЬ» ЦИФРЫ В ПУБЛИЧНОМ ВЫСТУПЛЕНИИ?
Существует категория, так называемых, «вербальных» клиентов. С невербаликой у оратора – неплохо, а вот суть, элементы текстовой подачи приходиться править.
Телефонный звонок: «Мне вас порекомендовали… Важное выступление… Времени в обрез… Необходима помощь!» - первый разговор обычно строиться именно по такой схеме. Задаю всегда два основных вопроса: «Текст уже написан?». (Не факт, что утвердительный ответ, в итоге, лучше отрицательного!). Если текст готов, задаю второй вопрос: «Правка возможна или текст выступления спущен «сверху» и отступления от любой буквы чреваты неприятностями?» Если ответ, что правки, дополнения, изменения, вычеркивания, вынесения за скобки возможны и даже желательны – берусь: «Высылайте текст!» - и диктую электронный адрес.
Чаще всего приходят тексты, ошеломляющие избытком цифр и статистики. Ощущение, что автор хочет за забором чисел спрятать основную мысль своего выступления, а чаще, - спрятаться самому. Но…
Но цифры очень редко «резонируют» с людьми (аудиторией) — до тех пор, пока не помещены в контекст, который люди могут понять. Лучший способ помочь людям понять цифры — сделать их сопоставимыми с чем-то, что они уже знают. Этот прием в риторике называется умением «одеть» цифры.
Стив Джобс Джобс «одевал» цифры, чтобы сделать их более интересными. Репортер Rolling Stone Джефф Гуделл как-то спросил Джобса, что тот думает о доли рынка Apple, которая в США замерла на отметке в 5 процентов. (Интервью состоялось в 2003 году. С тех пор доля Apple выросла значительно.) Обычный читатель думает, что 5 процентов — это очень скромная цифра. Джобс поставил это число в контекст таким образом: «Наша доля рынка больше, чем доли BMW или Mercedes на автомобильных рынках. Пока еще никому не приходило в голову, что BMW и Mercedes должны покинуть эти рынки или что они находятся в опасном положении. Все знают, что их продукция имеет большой спрос».
5 процентов доли рынка кажутся очень небольшой цифрой, но она становится намного более интересной, когда Джобс помещает ее в контекст при помощи аналогии с автомобильной промышленностью. И мало того, сравнение доли рынка Apple с долями этих уважаемых брендов рассказывает историю, стоящую за цифрами.
Или:
Чем больше цифра, тем важнее поместить ее в контекст, имеющий смысл для вашей аудитории. Например, в октябре 2008 года администрация США приняла решение об оказании помощи банкам и финансовым организациям на сумму в размере 700 миллиардов долларов. Это семерка с одиннадцатью нулями. Это такое число, которое мало кто из нас может себе представить. Репортер San Jose Mercury News Скотт Харрис поместил эту цифру в контекст, который его читатели (живущие в Силиконовой долине) могли бы понять: 700 миллиардов долларов — это в 25 раз больше состояния основателей Google. Это эквивалент 350 миллиардов чашек кофе в Starbucks или 3,5 миллиарда штук iPhone. Администрация могла бы выписать чек на 2300 долларов каждому жителю Америки — взрослому, ребенку, старику или предоставить бесплатное образование 23 миллионам студентов. Очень мало людей могут ухватить саму идею того, что такое 700 миллиардов долларов, но они знают, что такое чашка кофе, iPhone или счет за обучение. Эти цифры конкретны и значимы.
Или (случай из моей практики):
Мой клиент баллотировался в депутаты в Мосгордуму от трех крупных районов столицы, и мы ездили по дворам, где он выступал перед жителями, отвечал на их вопросы. Замечу, что в этих районах острой социальной проблемой являлась нехватка детских садов. Очередь в детский сад опытные мамаши занимали, выйдя из роддома. Не хватало 16 тысяч детских мест. И каждый раз в лицо «моему» кандидату бросали вызов из толпы: «А вы знаете, сколько мест не хватает в детских садах, что вы собираетесь делать, как решать эту проблему?». И кандидат отвечал, что, да, он в курсе, что не хватает 16 000 мест, что строительство детских садов – в приоритете его программы и.тд. Народ скучал и безмолвствовал…
Мы придумали как «одеть» эти 16 000. И теперь на подобный вопрос, он отвечал: «Да, мне известно, сколько детишек стоят в очереди в сады. 16 000! Представьте, если эти дети возьмутся за руки, их очередь опояшет Садовое кольцо. И моя цель, если вы выберете меня в Мосгордуму, с каждым годом сужать это кольцо, чтобы в нем оставалось все меньше и меньше ребятишек!
И, поверьте, «одетая», наглядная, связанная с близкой аналогией цифра – трогала сердца людей, я был тому свидетель.
…Жаль, моего кандидата в тот год, также как и в 2019 иных кандидатов, в последний момент сняли с дистанции. Но это уже другая история…
На заметку:
• Используйте данные для поддержки главной темы вашего выступления. При этом тщательно отбирайте те цифры, которые вы хотите представить. Не ошеломляйте вашу аудиторию избытком цифр.
• Сделайте ваши данные конкретными, значимыми и помещенными в контекст. Другими словами, поместите ваши данные в тот контекст, который связан с жизнью ваших слушателей.
• Используйте риторические приемы, такие как аналогии, чтобы «одеть» ваши цифры.
ЭЛЬДАР ТАГИЕВ


Возврат к списку

Комментарии

CAPTCHA

Другие Статьи: